• Виктор
  • Статьи
  • 4 мин. чтения

Эксперт Хайцеэр: список на утильсбор составляют те, кто не разбирается в авто

Новый порядок расчета утильсбора должен закрыть лазейки для дешевой растаможки. Но ряд моделей не попали в список. Эксперты воспринимают это как допустимую погрешность. Ведь на такие автомобили спрос мизерный – их ввозят штучно. Основной удар – по схемам с занижением стоимости через третьи страны, где машины растамаживали за 20–25 процентов от реальной цены. Однако и добросовестные импортеры могут пострадать из-за роста цен на машины и сокращения выбора до локализованных в России моделей.
Читайте ПРАЙМ в нашем Telegram-канале

Список с сюрпризами

С 1 мая 2025 года вступают в силу новые правила расчета утильсбора для автомобилей, ввозимых из стран ЕАЭС. Однако в списке Минпромторга отсутствуют некоторые премиальные модели, обратили внимание автоэксперты. В их числе – седаны BMW 330e, кроссоверы Х3 30e и Х5 45e, седан Audi A6 50 TFSIe, а также паркетники Mercedes GLC 300de, Buick Encore. Эти автомобили можно будет ввезти по упрощенной формуле расчета утильсбора.
Появится своего рода лазейка, которой могут воспользоваться покупатели. Почему эти машины оказались “вне зоны доступа”? Вполне вероятно, что их обошли стороной потому, что они существенной роли в автоимпорте не играют, комментирует ситуацию автоподборщик Максим Пастушенко.
“Это не лазейка, а статистическая погрешность. Речь идет о штучном товаре – единичных случаях ввоза редких моделей (2-3 штуки в год), которые бессмысленно включать в общий список. Для машин ценой свыше десяти миллионов рублей разница в 500 тысяч несущественна – их покупатели не используют серые схемы”, – отмечает автоэксперт.
Отсутствие определенных моделей автомобилей в списке Минпромторга, несмотря на кажущуюся простоту вопроса, может объясняться целым комплексом условий. В числе основных – таможенное регулирование, рыночная конъюнктура и внутренняя политика государства. Очевидно, что Федеральная таможенная служба, предоставляя данные о таможенном оформлении, опирается на цифры ввоза по факту. Если конкретная модель не демонстрировала значительных объемов импорта в течение определенного времени, она попросту не попадет в поле зрения, поясняет основатель компании E.N. Cars Евгений Забелин.
“ФТС опирается на статистику таможенного оформления. В новом законе даже прописано, что служба периодически направляет в Минпромторг России данные, которые хранятся в базе профильных ведомств. То есть – не позднее пятнадцатого рабочего дня после окончания квартала ФТС отправляет информацию о марках, моделях и стоимости автомобилей, задекларированных в таможенных органах Российской Федерации”, – уточняет эксперт.
Кроме того, следует учитывать, что модельный ряд автомобилей постоянно обновляется. Модель, популярная в прошлом, могла быть снята с производства или заменена новой генерацией, которая еще не успела набрать достаточный объем импорта для отражения в статистике. Определенную роль может играть и политика самих автопроизводителей. Если компания приняла решение о приостановке поставок конкретной модели на российский рынок, то, естественно, ее импорт сократится до минимума, и она выпадет из списка Минпромторга.

Список-призрак

Другой точки зрения на счет составления списка Минпромторга придерживается вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр. По его словам, происхождение и логика этого перечня остаются загадкой для участников рынка.
“В списке регулярно появляются удивительные экземпляры – модели, которые уже давно не выпускаются или никогда не пользовались спросом на российском рынке. Создается впечатление, что составители этого перечня совершенно оторваны от автомобильной реальности – возможно, они вообще не являются автовладельцами, ограничиваясь общественным транспортом и редкими поездками на кикшеринге”, – рассуждает специалист.
Перечень существует практически в неизменном виде уже несколько лет. Конечно, формально он периодически обновляется, добавляет Хайцеэр. Но процедура внесения изменений настолько сложна и забюрократизирована, что напоминает испытание огнем, водой и медными трубами. В результате никто не берется за его кардинальный пересмотр: список продолжает жить собственной жизнью, изменяясь по каким-то неочевидным, внутренним законам. Поэтому неудивительно, что в каких-то аспектах могут появиться недосмотры.

Растаможка по-киргизски

Часто параллельный импорт идет либо через Казахстан, либо через Белоруссию. Но огромная брешь, а не лазейка – в импорте через Киргизию. Растаможка машин превращалась в фикцию. К примеру, рассказывают эксперты, вместо реальной стоимости в 100 тысяч евро декларировалась цена лишь 20-25 тысяч. Остальное доплачивалось наличными. Чтобы пресечь эту схему и стали формировать контрольные списки. Однако подобные меры не так однозначны в своем проявлении. С одной стороны, меры справедливы, с другой – страдают добросовестные граждане, продолжает Хайцеэр.
“Им сложнее доказать легальность ввоза некоторых автомобилей, даже если они честно декларируют их через страны Таможенного союза, не занижая стоимость, как, например, в Армении. Ориентируясь на список Минпромторга РФ, они иногда даже переплачивают, чтобы избежать проблем с таможней, где стоимость могут доначислить. Разница обычно невелика”, – рассказывает специалист.
Появится важный нюанс при расчете утильсбора для машин, ввезенных в Россию после оформления в Белоруссии по ТПО (таможенному приходному ордеру). Истечение 12 месяцев действия документа не отменяет утильсбор, но он будет рассчитываться по льготной ставке, отмечает Забелин.
“Если модели в списке Минпромторга нет, то будет применен коэффициент – то есть льготный тариф по утильсбору, умноженный на три. Льготный коэффициент применяется, если автомобиль ввозится физлицом для личного пользования. Иначе будет применен стандартный коммерческий утильсбор, увеличивающий стоимость автомобиля”, – уточняет автоэксперт.

Полтора года отсрочки

Будет ли государство и дальше закручивать гайки для “серого импорта”? Скорее да, чем нет. Однако запас времени после вступления новых правил расчета утильсбора будет – примерно полтора года. Потому как ФТС нужно будет провести аудит документов и сведений после введения новых правил расчета утильсбора. Не исключено, что вскроются какие-то огрехи, из-за которых будет необходимость еще сильнее “затянуть ремни”. Те же лазейки через Киргизию будут закрыты окончательно, а потом – и через Белоруссию с ее льготными ставками. Тогда автомобиль по серому импорту обойдется дороже.
В перспективе, опасаются эксперты, может произойти так, что позволить себе импортные машины смогут только очень богатые, а остальным придется довольствоваться продукцией АвтоВАЗа или продукцией других иностранных автопроизводителей, которые уже собирают авто, или локализуют свое производство в России. Будет ли при этом большой выбор – вопрос времени.


Источник: http://1prime.ru/20250425/utilsbor-857002974.html

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

Объемы выпуска летательных аппаратов в Москве увеличились в 1,5 раза

Объемы выпуска летательных, в том числе космических, аппаратов и сопутствующего оборудования в Москве увеличились в 1,5 раза по...

“Роснано” в 2024 году вышло на чистую прибыль по РСБУ в 2,2 миллиарда рублей

"Роснано" в 2024 году вышло на чистую прибыль по РСБУ в 2,2 миллиарда рублей против убытка в 8,8...

Решетников поручил завершить все проверки к открытию купального сезона до 1 июня

Необходимо завершить все проверки и подготовительные работы к открытию купального сезона в России до 1 июня, заявил министр...

Главбух хабаровской авиакомпании украла средства на субсидированных билетах

Главный бухгалтер коммерческой компании по воздушным перевозкам в Хабаровске присвоила более 7 миллионов рублей на субсидированных билетах, предназначенных...

Минтранс не поддерживает “период охлаждения” для невозвратных ж/д и авиабилетов

Минтранс России не поддержал введение "периода охлаждения" для невозвратных билетов на поезда и самолеты, эта позиция проработана с...

Эксперт Павлов: за случайно разбитый в магазине товар не нужно платить

Посетителю магазина не всегда нужно платить за разбитый в магазине товар. В каком случае этого можно избежать, агентству...

Авито Авто: интерес к новым авто за год вырос на четверть

Эксперты Авито Авто проанализировали интерес пользователей платформы и объем предложений с новыми автомобилями в феврале 2025 года. Оказалось,...

Роспатент: “Вкусно – и точка” судится с Talerno Co Ltd. за товарные знаки “Гранд”/Grand”

Компания "Система ПБО", основная операционная структура сети "Вкусно – и точка", просит Суд по интеллектуальным правам прекратить правовую...

“Автостат”: российский авторынок в феврале занял шестое место в европейском рейтинге

Автомобильный рынок России по итогам февраля опустился на шестое место в европейском рейтинге, сообщило аналитическое агентство "Автостат" со...

Из-за пошлин Трампа США могут остаться без импортных фейерверков из Китая

США рискуют остаться без импортных фейерверков ко Дню независимости 4 июля, который принято отмечать с запуском салютов, так...

Volvo изучает последствия введения пошлин США в 25% на ввозимые автомобили

Шведский автопроизводитель Volvo изучает последствия введения 25-процентных пошлин США на все импортируемые автомобили и считает, что пока рано...

Минпромторг РФ примет решение о расширении льготного автокредитования по итогам I квартала

Минпромторг России примет решение о расширении программы льготного кредитования по итогам первого квартала, сообщил журналистам глава министерства Антон...

Экспорт химикатов по сети РЖД вырос на 29% в январе-феврале

Погрузка химикатов на экспорт по сети РЖД в январе-феврале 2025 года выросла на 29% по сравнению с аналогичным...

В Госдуму внесут проект об оформлении перепланировки квартир через “Госуслуги”

В Госдуму внесут законопроект, которым предлагается предоставить возможность собственникам помещений оформлять перепланировку квартир через портал "Госуслуги", документ имеется...

МВД: мошенники попытались украсть более 15 млн рублей через личные кабинеты в Wildberries

Команда безопасности Wildberries и Russ выявила попытки входа в личные кабинеты пользователей, мошенники пытались украсть более 15 миллионов...

“Россия 1”: Путин на следующей неделе займется вопросом развития авиаперевозок в РФ

Президент России Владимир Путин на следующей неделе примет участие в мероприятии, посвященному развитию пассажирских авиаперевозок в России, сообщили...

Rocket Cargo: в России снизился спрос на доставку через параллельный импорт

Интерес к доставке товаров через механизм параллельного импорта снижается в России, сообщили РИА Новости в логистической компании Rocket...

“Росгосстрах Жизнь” подала иск к Goldman Sachs Group на 194 миллиона рублей

Страховая компания "Росгосстрах Жизнь" направила в арбитражный суд Москвы иск к американской Goldman Sachs Group, российскому ООО "Голдман...

Прибыль Porsche в 2024 году сократилась до 3,6 миллиарда евро

Прибыль автопроизводителя Porsche за 2024 год упала на 30,3% по отношению к предшествовавшему году, составив 3,595 миллиардов евро,...

“Федерал пресс”: цены на обслуживание авто вырастут на 25% из-за нехватки кадров

В автомобильной отрасли уже несколько лет наблюдается острая нехватка квалифицированных специалистов, что может привести в этом году к...