
Новый порядок расчета утильсбора должен закрыть лазейки для дешевой растаможки. Но ряд моделей не попали в список. Эксперты воспринимают это как допустимую погрешность. Ведь на такие автомобили спрос мизерный – их ввозят штучно. Основной удар – по схемам с занижением стоимости через третьи страны, где машины растамаживали за 20–25 процентов от реальной цены. Однако и добросовестные импортеры могут пострадать из-за роста цен на машины и сокращения выбора до локализованных в России моделей.
Читайте ПРАЙМ в нашем Telegram-канале
Список с сюрпризами
С 1 мая 2025 года вступают в силу новые правила расчета утильсбора для автомобилей, ввозимых из стран ЕАЭС. Однако в списке Минпромторга отсутствуют некоторые премиальные модели, обратили внимание автоэксперты. В их числе – седаны BMW 330e, кроссоверы Х3 30e и Х5 45e, седан Audi A6 50 TFSIe, а также паркетники Mercedes GLC 300de, Buick Encore. Эти автомобили можно будет ввезти по упрощенной формуле расчета утильсбора.
Появится своего рода лазейка, которой могут воспользоваться покупатели. Почему эти машины оказались “вне зоны доступа”? Вполне вероятно, что их обошли стороной потому, что они существенной роли в автоимпорте не играют, комментирует ситуацию автоподборщик Максим Пастушенко.
“Это не лазейка, а статистическая погрешность. Речь идет о штучном товаре – единичных случаях ввоза редких моделей (2-3 штуки в год), которые бессмысленно включать в общий список. Для машин ценой свыше десяти миллионов рублей разница в 500 тысяч несущественна – их покупатели не используют серые схемы”, – отмечает автоэксперт.
Отсутствие определенных моделей автомобилей в списке Минпромторга, несмотря на кажущуюся простоту вопроса, может объясняться целым комплексом условий. В числе основных – таможенное регулирование, рыночная конъюнктура и внутренняя политика государства. Очевидно, что Федеральная таможенная служба, предоставляя данные о таможенном оформлении, опирается на цифры ввоза по факту. Если конкретная модель не демонстрировала значительных объемов импорта в течение определенного времени, она попросту не попадет в поле зрения, поясняет основатель компании E.N. Cars Евгений Забелин.
“ФТС опирается на статистику таможенного оформления. В новом законе даже прописано, что служба периодически направляет в Минпромторг России данные, которые хранятся в базе профильных ведомств. То есть – не позднее пятнадцатого рабочего дня после окончания квартала ФТС отправляет информацию о марках, моделях и стоимости автомобилей, задекларированных в таможенных органах Российской Федерации”, – уточняет эксперт.
Кроме того, следует учитывать, что модельный ряд автомобилей постоянно обновляется. Модель, популярная в прошлом, могла быть снята с производства или заменена новой генерацией, которая еще не успела набрать достаточный объем импорта для отражения в статистике. Определенную роль может играть и политика самих автопроизводителей. Если компания приняла решение о приостановке поставок конкретной модели на российский рынок, то, естественно, ее импорт сократится до минимума, и она выпадет из списка Минпромторга.
Список-призрак
Другой точки зрения на счет составления списка Минпромторга придерживается вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр. По его словам, происхождение и логика этого перечня остаются загадкой для участников рынка.
“В списке регулярно появляются удивительные экземпляры – модели, которые уже давно не выпускаются или никогда не пользовались спросом на российском рынке. Создается впечатление, что составители этого перечня совершенно оторваны от автомобильной реальности – возможно, они вообще не являются автовладельцами, ограничиваясь общественным транспортом и редкими поездками на кикшеринге”, – рассуждает специалист.
Перечень существует практически в неизменном виде уже несколько лет. Конечно, формально он периодически обновляется, добавляет Хайцеэр. Но процедура внесения изменений настолько сложна и забюрократизирована, что напоминает испытание огнем, водой и медными трубами. В результате никто не берется за его кардинальный пересмотр: список продолжает жить собственной жизнью, изменяясь по каким-то неочевидным, внутренним законам. Поэтому неудивительно, что в каких-то аспектах могут появиться недосмотры.
Растаможка по-киргизски
Часто параллельный импорт идет либо через Казахстан, либо через Белоруссию. Но огромная брешь, а не лазейка – в импорте через Киргизию. Растаможка машин превращалась в фикцию. К примеру, рассказывают эксперты, вместо реальной стоимости в 100 тысяч евро декларировалась цена лишь 20-25 тысяч. Остальное доплачивалось наличными. Чтобы пресечь эту схему и стали формировать контрольные списки. Однако подобные меры не так однозначны в своем проявлении. С одной стороны, меры справедливы, с другой – страдают добросовестные граждане, продолжает Хайцеэр.
“Им сложнее доказать легальность ввоза некоторых автомобилей, даже если они честно декларируют их через страны Таможенного союза, не занижая стоимость, как, например, в Армении. Ориентируясь на список Минпромторга РФ, они иногда даже переплачивают, чтобы избежать проблем с таможней, где стоимость могут доначислить. Разница обычно невелика”, – рассказывает специалист.
Появится важный нюанс при расчете утильсбора для машин, ввезенных в Россию после оформления в Белоруссии по ТПО (таможенному приходному ордеру). Истечение 12 месяцев действия документа не отменяет утильсбор, но он будет рассчитываться по льготной ставке, отмечает Забелин.
“Если модели в списке Минпромторга нет, то будет применен коэффициент – то есть льготный тариф по утильсбору, умноженный на три. Льготный коэффициент применяется, если автомобиль ввозится физлицом для личного пользования. Иначе будет применен стандартный коммерческий утильсбор, увеличивающий стоимость автомобиля”, – уточняет автоэксперт.
Полтора года отсрочки
Будет ли государство и дальше закручивать гайки для “серого импорта”? Скорее да, чем нет. Однако запас времени после вступления новых правил расчета утильсбора будет – примерно полтора года. Потому как ФТС нужно будет провести аудит документов и сведений после введения новых правил расчета утильсбора. Не исключено, что вскроются какие-то огрехи, из-за которых будет необходимость еще сильнее “затянуть ремни”. Те же лазейки через Киргизию будут закрыты окончательно, а потом – и через Белоруссию с ее льготными ставками. Тогда автомобиль по серому импорту обойдется дороже.
В перспективе, опасаются эксперты, может произойти так, что позволить себе импортные машины смогут только очень богатые, а остальным придется довольствоваться продукцией АвтоВАЗа или продукцией других иностранных автопроизводителей, которые уже собирают авто, или локализуют свое производство в России. Будет ли при этом большой выбор – вопрос времени.
Источник: http://1prime.ru/20250425/utilsbor-857002974.html